Знаменитым его сделала роль Балбеса.
Сегодня исполняется 90 лет
со дня рождения народного артиста СССР, знаменитого анекдотчика
(блестяще вел юмористическую передачу «Белый попугай»), человека,
доросшего от клоуна до директора цирка и бывшего на экране Балбесом, а в
жизни - умным, чутким, принципиальным. «С его уходом возникло щемящее
чувство, что доброты осталось значительно меньше. «Казалось бы, меньше
на одного Никулина, но это так много!» - написал в августе 1997-го,
когда остановилось сердце Юрия Владимировича, Григорий Горин (который
пережил его всего на три года). Горько и больно, что Никулина уже нет.
Но как же замечательно, что он был!
Прошел две войны
До
того, как стать любимым миллионами киноактером, Никулин был солдатом.
Призванный 8 ноября 1939 года, служил в 115-м зенитно-артиллерийском
полку, который во время советско-финской войны охранял воздушные
подступы к Ленинграду.
- Ко мне поначалу некоторые относились с
иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я
маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной
фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах. Я
всегда знал, что некрасивый. Глиста в обмороке. Худой, длинный и
сутулый. Но я нисколько не обижался. Про себя злился, но в то же время
смеялся вместе со всеми. Что меня и спасало от дальнейших насмешек...
В
апреле 1941-го переболевшего плевритом Никулина готовили к
демобилизации. Но вскоре грянула Великая Отечественная… До весны 1943
года он воевал в составе зенитной батареи под Ленинградом. Пережил
множество бомбежек, дослужился до старшего сержанта. Затем заболел
воспалением легких и попал в госпиталь. Потом были тыловые части,
контузия, 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Победу встретил в
Прибалтике, а демобилизовался лишь год спустя.
В фильме «Они сражались за Родину».
Пережитые ужасы помогли годы спустя с
абсолютной достоверностью воплотить на экране образы рядового Некрасова
(«Они сражались за Родину») и военного журналиста Лопатина («Двадцать
дней без войны»).
«Русский гуманизм» ужаснул импресарио
В
своей книге «Почти серьезно» Никулин вспоминает, как отец впервые
привел его в цирк в пятилетнем возрасте. Мальчика так потрясли клоуны,
что Юра уговорил маму соорудить ему наряд, «как у них». В нем -
ситцевом, с желтыми и красными цветами, воротником-жабо из гофрированной
бумаги, шапочке с кисточкой, тапочках с помпонами - и отправился в
гости к соседской девочке, которая устраивала костюмированный вечер.
Должного эффекта не произвел, даже когда стал падать, надеясь вызвать
смех («Только одна женщина спросила маму: «Он у вас что, припадочный?».
На другой день у меня болела спина, шея, руки, и первый раз я на
собственном опыте понял: быть клоуном непросто»), но мечту не оставил.
В
1946-м, когда абитуриенту Никулину отказали все театральные вузы Москвы
(мол, не бывать ему артистом ни-ког-да!), разочарованный фронтовик
пробился в студию разговорного жанра при цирке на Цветном бульваре.
Закончив обучение, стал работать ассистентом у популярнейшего клоуна
Карандаша. Познакомился с Михаилом Шуйдиным, с которым они через два с
половиной года вместе ушли от «босса», не раз срывавшегося на
талантливых подчиненных. А ведь трио было великолепное. Сам правитель
СССР Никита Хрущев хохотал над их «Сценкой на лошади».
Михаил Шуйдин и Юрий Никулин на арене цирка.
Жена Никулина, Татьяна, с которой он
познакомился в 1949 году, когда клоун пригласил увлекающуюся конным
спортом студентку факультета декоративного садоводства Тимирязевской
академии на свое представление, где чуть не погиб под копытами лошади
(потом были встречи в больнице, свидания, а через полгода и свадьба),
вспоминает:
- Лишь однажды я слышала, чтобы он кричал. Это было
во время работы в Московском цирке, когда муж уже ушел от Карандаша. А
тот был очень ревнив к смеху, вызванному не им. И вот он зудел, зудел
что-то Юре, мол, «вы всё не то делаете». Юра терпел-терпел и вдруг
схватил топор и закричал: «Я тебя убью!». Карандаш бежал от него со
скоростью зайца...
Вообще же Никулин был добрейшей души человек.
Когда наши артисты гастролировали в Мельбурне, одна из газет поместила
снимок плачущей маленькой девочки. И объясняющую подпись: «Она плачет
потому, что родители в это воскресенье не смогли достать ей билет на
выступление Московского цирка». Юрий Владимирович с коллегами добились
от импресарио разрешения дать в газете объявление, что артисты
советского цирка приглашают к себе девочку, «которая плакала в прошлое
воскресенье».
- К ужасу импресарио, в воскресенье вместе с
родителями на представление пришло более двадцати девочек, - вспоминал с
улыбкой Никулин. - Родители заявили, что плакали именно их дети.
Импресарио сказал нам шутя: «Ваш русский гуманизм доведет меня до
разорения». Но всех девочек и родителей всё-таки на представление
пропустил.
В 80-е бывший клоун стал главным режиссером цирка на
Цветном бульваре, а затем и его директором. Именно при нем для цирка,
которому Юрий Владимирович отдал пятьдесят лет, построили новое здание.
-
Папа был очень смешной, когда кому-то нужно было сделать выговор. Он
больше переживал, чем тот, кому выговаривалось. Сначала долго не мог
подобрать слова: ну что ж, ну как же так, ну почему ж… А потом так же
долго испытывал чувство неловкости, - вспоминал Максим Никулин,
сменивший отца на посту рулевого цирка на Цветном бульваре.
«Я любил Балбеса»
-
Популярным меня сделало кино, - признавал сам Юрий Владимирович. -
Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал
Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего,
добродушного. А вот когда предлагали играть предателей или шпионов,
отказывался...
Снимался он без отрыва от основного места работы -
цирка. Потому и не смог принять очень многих предложений. И всё же
сыграл в более чем 30 лентах. Единственной своей неудачей считал фильм
«Старики-разбойники». Мол, сценарий был написан лучше, чем то, что
вышло на экраны. Замечательно исполнял драматические роли: Кузьма
Иорданов («Когда деревья были большими»), монах Патрикей («Андрей
Рублев»), дедушка главной героини Николай Бессольцев («Чучело»). Не
говоря уже о военных… И всё же зритель больше всего ценит его комедийные
работы.
«Раскрутил» Никулина лучший комедийный режиссер СССР
Леонид Гайдай. В 60-м году Георгий Вицин, уже утвержденный на роль Труса
для короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс», побывал в цирке и
рассказал Гайдаю о замечательном клоуне. Режиссеру тоже приглянулся
Никулин. Лучшего Балбеса было не сыскать. И он согласился подстраивать
съемки под цирковые выступления Юрия.
- С гримом всё просто, -
заявил Гайдай. - У вас и так смешное лицо. Нужно только деталь
придумать. Пусть приклеят большие ресницы. А вы хлопайте глазами. От
этого лицо будет еще глупее...
Троица Никулин - Вицин -
Моргунов, впервые «засветившаяся» в этом фильме, который идет всего 9
минут 40 секунд, настолько полюбилась зрителям, что буквально через
несколько месяцев уже снимали вторую короткометражку - «Самогонщики».
В
«Кавказской пленнице» он сниматься не захотел - не понравился сценарий.
Согласился лишь после того, как Гайдай пообещал, что на съемках будет
много импровизации. Ну, а когда снимали «Бриллиантовую руку», Юрия
Владимировича умудрились… похоронить. В конце фильма его герой, Семен
Семенович Горбунков, вываливается из багажника летящего по воздуху
автомобиля. Для этой сцены сделали специальный манекен, очень похожий на
артиста. Однажды уборщица, наводившая порядок в студии, приподняла
простыню и увидела в ящике… Никулина. Не поняв, что это фигура из
папье-маше, она тут же раззвонила на весь Адлер, где тогда проходили
съемки, что любимец народа умер.
- Через час о моей «смерти»
знали не только в Адлере, но и в других городах нашей страны, потому что
уборщица по совместительству работала в аэропорту, - смеялся Никулин. -
Узнав об этом, я немедленно позвонил в Москву маме. И хорошо, что
предупредил: через день ее уже спрашивали о подробностях моей «гибели»…
Любимые медали
-
У отца были такие качества характера, которым совершенно нельзя
научиться, - уверяет Максим Юрьевич Никулин. - Во-первых, у него никогда
не было второго плана: и с министром, и с президентом, и с дворником, и
с униформистом, и с артистом он разговаривал совершенно одинаково.
Многим людям свойственно подстраиваться под уровень собеседника, менять
лексику, жестикуляцию, интонации, а он был далек от этого: такая
абсолютная искренность. Была у него и еще одна особенная черта: если
человек его обманывал, то он просто вычеркивал его из памяти... Из всех
наград, которых имелось больше 15, самыми дорогими считал две: медаль
«За отвагу» (во время блокады Ленинграда они с бойцами прямой наводкой
встретили атаку танков) и медаль к 75-летнему юбилею от фонда помощи
ветеранов «Цирк и милосердие» (денег на эту награду - «За доброту и
милосердие» - ни у кого из пенсионеров не было, и они отлили ее, сдав
кто что мог: серебряную ложку, кольцо и т.д.). |