Далида́ (фр. Dalida) — французская певица и актриса итальянского
происхождения, родившаяся и выросшая в Египте. Настоящее имя — Иоланда
Кристина Джильотти (итал. Yolande Christina Gigliotti).
Далида родилась 17 января 1933 в Каире. В 1954 победила на конкурсе
Мисс Египет и вскоре переехала в Париж. В 1956 выпустила свой первый
успешный сингл Bambino, а всего за свою карьеру записала около 1000
песен на 10 языках мира (французском, итальянском, немецком, испанском,
английском, японском, иврите, фламандском и др.) Было продано более 150
млн. дисков.
Покончила жизнь самоубийством в ночь со 2 на 3 мая 1987, приняв большую дозу снотворного.
В конце 50-х годов Францию захлестнула волна yeye. Далида следует
музыкальной моде, а её роскошные волосы из иссиня-черных приобретают
рыжие, все более светлее оттенки. Всю свою семью певица перевезла из
Каира в Париж. 8 апреля 1961 года Далида вышла замуж за Люсьена
Морисса. Их страстный роман к тому времени длился уже 5 лет, и этот
брак показался Далиде слишком запоздалым. Через короткое время во время
гастролей Далида познакомилась в Каннах с молодым начинающим художником
Жаном Собески, в которого сразу влюбилась. Ревнивый Люсьен Морисс не
смог смириться с изменой, и отныне Далида оказалась совсем одна в мире
шоу-бизнеса. После расставания с Люсьеном все ополчились против неё и
предрекали скорый закат её карьеры певицы без её могущественного
Пигмалиона. Настал момент, когда её карьера зависела только от неё
самой, от её выдержки, безграничного упорства, фантастического
трудолюбия и таланта, который ещё не раз предстояло признать её
публике. Далида включила в свой репертуар такие песни, как «Итси битси
маленькое бикини» (Itsi bitsi petit Bikini) и «24 тысячи поцелуев» (24
000 baisers) из репертуара кумира молодёжи Джонни Халлидея.
В декабре 1961 года Далида впервые выступает в «Олимпии» в качестве
звезды. В день премьеры решалась её судьбы певицы, но все пришедшие в
тот день в «Олимпию» - публика и пресса были восторженны и потрясены
тем, как она пела в тот вечер. В зале присутствовал и Люсьен Морисс,
который первым начал ей аплодировать стоя. После триумфальных концертов
в «Олимпии» Далида отправилась в долгое турне в Китай и Вьетнам, где
она пользовалась огромной популярностью. Покинув квартиру на улице
д`Анкара, где они жили с Люсьном, летом 1962 года Далида купила свой
знаменитый особняк на Монмартре, в котором она жила до конца своей
жизни. Она с успехом исполняет свои хиты «Маленький Гонсалес» (Le petit
Gozales), «Самый длинный день» (le jour le plus long), «Прости, любовь»
(Amore scusami) и расстается с Жаном. В 1972 году Далида познакомилась с художником и авантюристом Ришаром
Шамфре, который называл себя Графом Сен-Жермен, но Далида принимала его
таким, какой он есть. Несмотря на его компрометирующую репутацию она
будет счастлива с ним 9 лет. Рядом с ним Далида преображается, её
женская красота расцветает. В 1973 году молодой композитор Паскаль
Севрен написал для неё песню «Ему только что исполнилось 18 лет» (Il
venait d`avoir 18 ans). Это простая и волнующая любовная история парня
18ти лет и женщины, которая вдвое старше его. Тогда ещё никто, кроме
близких родственников Далиды, не мог и предположить, что она и в жизни
пережила похожую историю с молодым итальянцем Лючио в самом конце 1967
года. Об этом станет известно лишь через много лет после её ухода. Эта
песня стала хитом номер один в 9 странах, среди которых Германия, где
продано 3,5 миллионов пластинок. 15 января 1974 года Далида снова поет
в «Олимпии», где представляет свою новую песню «Влюбленный Джиджи»
(Gigi l`amoroso). Эта песню длится 7,5 минут и одновременно является
музыкальной комедией, в которой записан хор и слова не только поются,
но и произносятся. Эта песня стала самым великим хитом певицы и номером
один в 11 странах мира. Далида совершает грандизое турне в Японию, а в
конце 1974 года выступает с гастролями в Квебеке (Канада). После этого
следуют гастроли в Германии. В 1976 году Далида записывает хит «Я
подожду» (J`attendrai) - современную версию в стиле диско хита 30-х
годов Рины Кетти. Далида была первой певицей, исполнившей песни в стиле
диско во Франции. Попурри её собственных ранних песен, перепетых ею в
стиле диско «Поколение-78» (Generation 78) стало первым видео-клипом в
музыкальной истории. Она не забывает и об арабских странах,
путешествует в Ливан, и фольклорная египетская песня «Сальма йа Саляма»
(Salma ya Salama) становится в её исполнении мега-хитом. 29 ноября 1978
года Далида с триумфом выступает в Нью-Йорке в Карнеги-холле. Летом
1979 года она выпускает свой новый хит «Дайте мне танцевать» («Мандей
тьюсдей») (Laissez-moi danser (Monday Tuesday). Певица следует
музыкальной моде, адаптируя её к своей индивидуальности. В июне 1979
года Далида выступает в Египте и в Арабких Эмиратах, где впервые поет
на сцене по-арабски.
В начале 80-х годов Далида находится в зените своей славы. С 5 по 20
января 1980 года она представляет во Дворце Спорта в Париже своё
великолепное «бродвейское» шоу, которое поставил для неё хореограф
Джона Траволты американец Лестер Вильсон, хореограф фильма «Лихорадка
субботнего вечера». На протяжении всего шоу Далида 12 раз меняла
костюмы со стразами и перьями, танцевала в окружении 11 танцоров под
аккомпанемент оркестра из 13 музыкантов. Спектакль длился более двух
часов. 18 вечеров в зале был полный аншлаг. Поле этого Далида
гастролировала с этим шоу по всей Франции.
После болезненного расставания с Ришаром, с которым она мечтала дожить
до конца своих дней, Далида снова окунается в работу и снова остаётся
одна. В марте 1981 года она представляет свой спектакль в «Олимпии». В
день премьеры она получает бриллиантовый диск за 80 миллионов проданных
дисков во всем мире. Неутомимая Далида снова отправляется в мировое
турне. В начале 1982 года она поддержала на президентских выборах
своего давнего друга Франсуа Миттерана, за что получила прозвище
«Розовая пантера» и жесткую критику со всех сторон. На два года она
пропала из поля зрения французской прессы и французской публики и
уехала из Парижа, гастролируя по миру. В апреле 1983 года Далида
ознаменовала своё возвращение выходом своей новой пластинки с хитами
«Умереть на сцене» (Mourir sur scene) и «Лука» (Lucas). Травля против
неё закончилась, но она чувствует себя преданной страной, принявшей её,
и для которой она столько сделала. 20 июля того же года Далиду ждал ещё
один удар: Ришар Шамфре найден мёртвым в своей машине в Сен-Тропезе.
Далида была подавлена и сломлена его смертью. Её близкое окружение и
публика начали замечать, что она очень устала и что она не та, какой
они знали её прежде. В 1985 году она перенесла ещё две мучительные
операции на глазах, т. к. яркий свет прожекторов стал причинять ей
невыносимую боль, и она не могла выступать на сцене. В 1986 году Далида получила приглашение египетского режиссёра Юсефа
Шаина сняться в главной роли в фильме «Шестой день» (Le sixieme jour)
по роману французской поэтессы и писательницы Андре Шедид «Шестой
день». Это был её долгожданный триумф в кино, а её возвращение в Египет
стало для неё возвращением к истокам. К тому времени в её личной жизни
не произошло перемен к лучшему, и она все тяжелее переносила своё
фатальное одиночество. С начала 1987 года Далида в состоянии летаргии и
депрессии все больше времени проводила одна в своём наполненном цветами
пустом доме с закрытыми ставнями.
3 мая 1987 года Далида приняла смертельную дозу снотворного, запив его
виски. На столе осталась её записка: «Жизнь мне невыносима. Простите
меня». Её сердце остановилось 3 мая около 11 часов утра.