Достаточно часто в обыденной жизни я слышу такой вопрос от людей,
далеких от авиации. "А правда, что в самолете как в поезде - все на
улицу?" А действительно, если в поезде мы видим как в отверстие унитаза
проносятся шпалы, то в самолете ничего не видно. Значит ли это то, что
продукты жизнедеятельности не вылетают наружу?
Для
начала давайте определимся, что у нас есть на самолете для того, чтобы
все было чисто и гигиенично. В самолете как правило есть система
водоснабжения и система удаления отбросов. Система водоснабжения заправляется питьевой водой из автомобиля перед вылетом.
Вода
имеет паспорт соответствия и контрольный талон. Я не знаю как она
проходит контроль в автобазе, но уверяю - проходит, и довольно
тщательный. Эту воду можно пить прямо из шланга (хотя я не любитель).
Перед вылетом ее заправляют в самолетный бак (200 литров на A-320). Как
правило заправка идет полностью, пока не польется с краев (стоит
дренажная трубка и вода начинает переливаться на перрон). Дальше эта
вода подается в кипятильники (потом пассажирам в чай), умывальники и
прочие раковины. В А-320 чуть-чуть воды берется для того, чтобы смыть
унитаз после каждого нажатия на кнопку. В Ту-154 этого нет, для унитаза
вода своя.
Так вот скажу вам по секрету, что вода из раковин (и
слив из кипятильников) вылетает прямо за борт, наружу. Помыли руки с
мылом, а вода через пару секунд оказывается в свободном полете на
высоте 10 км. Происходит это через специальный сливной патрубок внизу
фюзеляжа самолета.
Заправленная
в водяной бак вода распределяется по потребителям (раковины и прочие
кипятильники) под давлением. Давление создается в баке воздушными
компрессорами. Все достаточно просто. На старых Ту-154Б и некоторых
Ту-154М стоят 3 водяных бака (передний вестибюль, буфет-кухня в
середине салона и задние туалеты). И вода оттуда поступает самотеком!
Просто баки расположены над потолком. Система доставляет много
неприятностей в обслуживании. Хотя бы если учесть, что каждый бак надо
заправлять отдельно, бегая вокруг самолета со шлангом.
Теперь
про унитазы и туалеты. Как вы понимаете, поступать с отбросами туалета
так же, как с водой из раковин - нехорошо. Поэтому все продуты попадают
в специальный бак (170 литров для А-320).
Картинка для Ту-154М:
В баке это все дело хранится и накапливается весь полет. В работе туалета на А-320 и Ту-154М есть некоторые различия. В
А-320 удаление отбросов из унитаза происходит с помощью вакуума.
Вообщем, дерьмо, попросту засасывает в бак. Не знаю насколько реально
присосаться к унитазу, но лучше не экспериментировать, т.к.
теоретически это возможно.
На Ту-154 в баке с отходами стоит
фильтр, который задерживает крупные частицы (буээээ), а отфильтрованное
отправляется насосом снова наверх, чтобы смывать унитаз. Вообщем, после
длительного полета концентрация нехороших вещей в воде будет только
увеличиваться. Для того, чтобы эта жижа сильно не воняла, в бак
добавляют химию (бросают маленькие мешочки прям в горшок, которые потом
растворяются и обеззараживают воду). Принцип действия и запах этой
химии такой же, как в обычном биотуалете. Гоняется говно по кругу
беспощадно. В Boeing-737 Classic система точно такая же.
Жидкость в такой туалет необходимо заправить заранее, что и делается перед каждым вылетом.
Иногда
пассажиры и проводники что-нить роняют прямо в горшок. Вот тогда у
техников начинаются проблемы. Если это крышка чайника, то это
превращается в реальную проблему, которая может вывести из строя
самолет на длительный срок. Это не сантехника, которую можно быстренько
перебрать. До труб в самолете еще надо добраться, а это очень непросто.
Но когда роняют что-то случайно, это можно понять.
Но
вот людей, которые засовывают тампоны и памперсы!!! Это все дело
набухает и убивает систему. Приходится придумывать способы это все дело
доставать. Представляете какая ненависть возникает к этим пассажирам у
людей, которые по долгу службы должны поддерживать самолет в исправном
состоянии? Слов нет. Товарищи пассажиры, пожалуйста, пользуйтесь
мусорками. Они не зря придуманы.
Итак
самолет прилетает в аэропорт назначения. Сразу же по встрече подъезжает
машина обслуживания туалетов с большим гофрированным шлангом.
Панели обслуживания на земле. Ту-154М
Boeing-737
Бак опустошается через это отверстие в машину. Иногда шланг может сорваться и все прольется прямо на перрон. Иногда на людей.
В этой работе самое главное - молниеносная реакция. Чтоб успеть убежать, пока все это дело не долетело до головы и лица.
Иногда туалеты промываются, чтобы удалить то, что прилипло к стенкам бака или не вышло по каким-то причинам сразу.
Ладно,
с самолетом разобрались. Но куда же это девается еще дальше? В
автомобиле свой бак. Машина едет в специально отведенное место. Не
каждый техник там бывал и знает где это находится и как выглядит.
Зрелище просто ужасно. Запах вообще невозможный. Это чем-то напоминает
бассейн 10х5 метров и глубиной 1,5 метра.
Заслонка в машине
открывается и содержимое выливается в бассейн. Если опять же что-то
застревает, приходится выковыривать металлическими прутьями и палками.
Особо опытные любители могут это делать руками (и такие люди бывают, ко
всему привыкаешь). Особо приятно вспоминать пассажиров этого рейса.
Иногда возникает желание скинуть их в бассейн, чтоб мозги включали,
когда что-то бросают в унитаз самолета.
В бассейне есть какой-то сток, но у меня не хватило духу исследовать КУДА же это девается дальше.