О форме бокалов для вин
Алкогольные напитки испокон веков присутствуют на праздничных
столах. Умеренное их употребление, особенно из красивых бокалов,
придает застолью особую торжественность.
Первые стеклянные сосуды для разбавленного вина появились в I веке
до нашей эры как обязательная, но дорогостоящая деталь пиршеств.
Древние греки и римляне, относившиеся к возлияниям как к искусству,
использовали довольно большие по объему чаши сферической формы.
В I веке нашей эры форма питейных сосудов сменилась на
конусообразную. А так как стекло не обладало достаточной прозрачностью
и ровностью поверхности, то мастера-стеклодувы стали украшать их
гранями и дополнительными узорами. В это же время появились и прототипы
современных бокалов — сосуды на невысоких ножках емкостью 200 — 300
миллилитров.
В древности и в Средневековье стекло плавили в очагах, используя в
качестве топлива древесный или каменный уголь. Спекшиеся горячие куски
первичного стекла бросали в воду. Далее остывшие «глыбки» перетирали в
пыль и затем снова плавили, но уже в специальных горшках, закрытых
крышками. Это делали потому, что высвобождающаяся из угля двуокись серы
окрашивала массу в желтый цвет. Вторично обработанное стекло переходило
в руки стеклодува, который при помощи металлической трубки с мундштуком
придавал сосудам всевозможные формы и размеры.
Из века в век параллельно со стеклодувами совершенствовали свое
мастерство и виноделы. Менялись и вкусы людей, становясь все более
утонченными. Обладающие превосходным ароматом, цветом, вкусом и
послевкусием вина нуждались в прозрачных, без запаха глины и металла,
сосудах. А после того, как австрийский потомственный стеклодув Клаус
Йозеф Ридель обосновал, что вкусовой букет различных вин зависит от
того, к каким вкусовым рецепторам, сосредоточенным в разных частях неба
и языка, оно поступает, то стало понятно, что необходимо разнообразить
и форму бокалов. Ведь благодаря размерам их горлышка вино должно
по-разному насыщаться кислородом. Отменный напиток вместе с бокалом
определенной конфигурации как раз и придает напитку неповторимость.
Исследования Риделя стали сенсационными. Одно и то же вино, разлитое в
бокалы разной формы, даже профессиональными дегустаторами
воспринимается по-разному. Так, широкие бокалы, предназначенные для
красного бургундского или розовых вин, вынуждают человека пить его,
склонив голову, а сосуды с узким горлом для рислинга или шампанского,
наоборот, — поднимать голову вверх. Таким образом, оно попадает на
разные вкусовые зоны, что и учитывается при проектировании новой формы
бокала. Кроме того, немаловажную роль играет и край сосуда. Так,
срезанный край фужера позволяет вину беспрепятственно стекать на язык,
а с ободком — обеспечивает постепенное попадание напитка в рот,
акцентируя внимание на определенном его оттенке.
Интересные исследования Ридель провел также при разработке дизайна
бокала для коньяка и бренди. Как известно, эти напитки должны иметь
определенную концентрацию запахов дуба и винограда. Традиционные
шарообразные бокалы способствуют более высокому испарению алкогольных
паров, заглушая тем самым фруктовый аромат. Ридельские же бокалы узкой
тюльпанообразной формы не делают приоритетным какое-то одно качество,
позволяя вдыхать полноценный деликатный и тонкий аромат напитков,
выдержанных в бочках.
http://www.vokrugsveta.ru/quiz/109/ |