Трудно найти такого человека, который бы хоть раз в жизни не играл в тетрис. Но не все знают, что изобретателем такой некогда популярной игры является наш соотечественник, бывший сотрудник Вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов.
В 1985 году, во времена начала «перестройки», в лабораториях томились от скуки молодые ученые. Алексей Пажитнов специализировался на проблемах искусственного интеллекта и распознавания речи. Последнее требовало создания и решения разного рода головоломок.
Самой любимой головоломкой Пажитнова была классика - Pentomino Puzzl.
В этой головоломке из различных элементов, состоящих из пяти квадратов, нужно было создавать фигуры.
Пажитнов сначала разрабатывал компьютерную головоломку, в которой под действием силы тяжести аналогичные пятиквадратники меняли свое положение. Но тогдашние возможности компьютеров были таковы, что задачу пришлось упростить - квадратов стало четыре, а фигуры, составленные из них, падали только вниз, таким образом получился тетрис.
Прошло две недели, а вся Москва уже сходила с ума по тетрису. Коллеги перенесли игру на IBM PC.
За границу тетрис проник благодаря венгерским братьям по соцлагерю, которые создали для него платформы Apple II и Commondore 64.
История патентования, лицензирования и попадания тетриса на Запад является темной и запутанной.
По одной из версий Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, первым попытался приобрести права на игру у самого Алексея Пажитнова. Параллельно этому такие шустрые компании как Microsoft и Spectrum Holobyte выпустили на рынок первые иностранные версии тетриса. Игра завладела вниманием миллионов. А советское начальство смекнуло, что на тетрисе можно зарабатывать деньги, и соединило предприимчивого Роберта Стейна с внешнеторговым объединением «Электроноргтехника». Это не помешало им в дальнейшем раздавать права на тиражирование тетриса врозь, причем никакого договора с Пажитновым они никогда не имели.
У Пажитнова сложилось прекрасное реноме. Он организовал компанию Anima Tek, которая вскоре была приглашена к сотрудничеству с самим Microsoft. В 1991 году Пажитнов перебрался в США и создал наконец компанию Tetris, после чего часть доходов от выпуска игры потекла в карман ее автора.
С 1996 года Алексей Пажитнов стал официально работать в Microsoft.
Причем на продукте Microsoft, созданном при его участии, с тех пор есть специальная пометка, что здесь есть доля труда «того самого человека, что придумал тетрис».
http://www.samfact.com