Петруха поздравил Гюльчатай с Днем влюбленных Актер Николай Годовиков стал всенародным любимцем после роли красноармейца Петрухи в первом советском вестерне «Белое солнце пустыни». Но звездная роль не принесла ему ни денег, ни семейного благополучия. Годовикову пришлось пройти через множество серьезных жизненных испытаний: предательство близких и друзей, тюрьму, полное забвение. Сегодня он вернулся на сцену и в кино, занимается бизнесом, счастлив в браке. Накануне Дня влюбленных актер рассказал корреспонденту «Смены» о своей жизни и поделился планами на будущее.
Знаменитым так и не проснулся
- Николай Львович, вы будете отмечать День всех влюбленных?
- Наверное, нет. Но женщин с праздником обязательно поздравлю: жену, ее дочь Валерию, Татьяну Федотову, которая исполнила роль Гюльчатай. Честно говоря, я равнодушен к праздникам. Иногда даже о дне рождения супруги вспоминаю только в самый последний момент. Обычно дарю цветы. Она хоть и ворчит, но я-то вижу, что ей приятно...
Добавлено (29.02.2008, 02:39)
---------------------------------------------
- У вас за плечами два брака. Вы были счастливы со своими бывшими женами?
- Официально я был женат один раз, все остальные мои браки были гражданскими. В первый раз женился в 22 года, сразу же как пришел из армии. С женой Галиной мы были знакомы давно, но брак это все равно не спасло. У нас были совершенно разные интересы. Галя ценила налаженный быт, а у меня был ветер в голове. Может, ей было лестно жить с известным актером, только я себя таковым не считал! Не проснулся я знаменитым, как это принято говорить, после «Белого солнца пустыни». Я брался за любую работу - каменщик, грузчик, слесарь, сушильщик кожи, варщик фруктов на кондитерской фабрике. Но денег в семье все равно не хватало. Мы развелись. В этом браке родилась дочь Мария. В 1989 году у меня родился сын Артем от второй жены, Риммы. Я думал, что вот наконец-то нашел свое счастье, но это была иллюзия. Как и прежде, я подрабатывал - грузчиком на электрокаре, сторожем в вагоне-ресторане. Безденежье заставило Римму проявить характер: вернувшись как-то домой, я увидел, что мои вещи выставлены за порог. Сегодня с моей женой Людмилой я по-настоящему счастлив, мы вместе уже двенадцать лет. Для меня одно ее присутствие рядом - уже праздник.
- Говорят, что вы вместе работаете в «Метрострое».
- Да, она работает там маркшейдером, я тоже трудился в этой должности более пяти лет. Сейчас Люда параллельно занимается бизнесом, а я ей как могу помогаю.
Добавлено (29.02.2008, 02:40)
---------------------------------------------
Мы познакомились с ней по телефону. Я искал номер одного знакомого, и мне дали по ошибке ее номер. Две недели мы общались по телефону почти каждый вечер.
Потом я сказал: «Может, встретимся?» Купил торт, цветы, вино и поехал к ней... С ее дочерью Валерией у нас сложились ровные, доверительные отношения. Сейчас она вполне самостоятельный человек, год назад вышла замуж.
- А с детьми от первых браков поддерживаете отношения?
- С Машей в последнее время стали общаться намного чаще. А с Артемом виделись, только когда алименты платил. Так получилось, что с их мамами мы расходились, едва дети начинали ходить.
«Гюльчатай стала сектанткой»
- О том, как вы получили звездную роль Петрухи, ходит много легенд. А как было на самом деле?- Я тогда работал слесарем на заводе, и вдруг меня вызывают на пробы в актерский отдел «Ленфильма». В комнате роились симпатичные девчонки, которые пробовались на роли жен Абдуллы. Владимир Яковлевич Мотыль вызвал меня в коридор, сунул текст «Открой личико, Гюльчатай!» и велел прочитать. Потом повел меня в гримерную, затем в костюмерную... И все закрутилось. Это случилось в мае, а в августе меня от завода отправили в колхоз. Благополучно пристроившись завхозом на кухню, я получил в свое распоряжение лошадь, на которой подвозил рабочему классу продукты. Как-то отправился с местными ребятами в ночное и они меня завели: «Слабо на Березке прокатиться?» И хоть это была самая строптивая лошадь в табуне, я решил показать высший класс джигитовки. Когда же понял, что Березка вот-вот меня скинет, попытался спрыгнуть, но приземлился неудачно - ударился лицом о землю. Как назло, именно на следующий день в колхозе появилась киносъемочная бригада. Мотыль критически посмотрел на меня, затем на гримера и спросил: «Сделаешь?» В таком виде я отыграл свою первую сцену. В павильоне стоял дикий хохот, и я понял: роль вроде получается.
Вообще на съемках происходило много загадочного. Например, в Дагестане я впервые увидел затмение солнца. А когда снимали драку на баркасе, мы наблюдали предмет, похожий на НЛО. На корабле внезапно прервалась радиосвязь с землей. И только когда загадочный диск удалился, связь вновь появилась. Был ноябрь, достаточно холодно, и бедным ребятам, игравшим бандитов, приходилось нырять в ледяную воду. Одним из «членов банды» был известный архитектор, Герой Советского Союза, бывший военный летчик Игорь Милонов, который кричал: «Абдулла, таможня дает добро!» Играть с ними было одно удовольствие.
Добавлено (29.02.2008, 02:42)
---------------------------------------------
- А с красавицей Гюльчатай сразу нашли общий язык?
- Знаете, с первой Гюльчатай у нас даже было какое-то влечение друг к другу...
- С первой?!
- А вы разве не в курсе, что на эту роль были утверждены две актрисы? Ту, про которую говорю я, звали Татьяна Денисова, она была гимнасткой на трапеции, окончила цирковое училище. С ней не делали крупных планов, только общие. Ей предстояло выбрать: либо кино, либо цирк. И Таня выбрала цирк. Она не могла бросить партнера, с которым уже была подготовлена программа к выступлению. Но в фильме она все же осталась в кадре! Помните, когда Сухов в своих мечтах сидит в окружении гарема? А в остальных сценах Гюльчатай сыграла Татьяна Федотова, выпускница Ленинградского хореографического училища. Мне жаль, что ее актерская судьба не сложилась, ведь нигде, кроме «Белого солнца», она больше не сыграла. А сейчас она сожалеет даже об этой своей роли.
- Почему?[/i
]- Татьяна - глубоко верующий человек. Не хочу ее обижать, но мне кажется, она стала сектанткой. К христианской церкви эти люди не имеют никакого отношения: что-то непонятное поют, пляшут, снимают помещение в каком-то кинотеатре. Однажды она пригласила меня с женой на такое мероприятие. Мы пожертвовали кое-какие деньги, меня даже крестили. Когда вышли на улицу, я увидел, что лидер общины приехал к кинотеатру на стареньком «Запорожце». Я тогда сказал жене: «Уверен, что через несколько месяцев он приедет на иномарке». Так и получилось: через несколько месяцев он прикатил на молебен уже на шикарном джипе. Я пытался поговорить с Татьяной, но все без толку. Думаю, с ней злую шутку сыграло «Белое солнце пустыни». Ведь после выхода картины ей стали завидовать коллеги и подсиживать. Она так и не состоялась как танцовщица, а уже в тридцать лет вышла на пенсию. Однажды мне в руки попала газета с ее интервью, где она говорила, что улетает в Париж на гастроли. Когда мы с ней встретились, я спросил: «Ну, прошли гастроли в Париже?» Она удивленно на меня посмотрела: «Какие гастроли? Какой Париж? Я работаю уборщицей в ДК».
- [i]А Татьяна счастлива в браке?
- Не знаю. У ее дочери Маши уже двое своих детей, у сына Сергея тоже своя жизнь. Кажется, они одно время ходили вместе с Татьяной молиться, но потом перестали.
Добавлено (29.02.2008, 02:44)
---------------------------------------------
Саид избил директора картины
- Вернемся к «Белому солнцу». Скажите, как складывались ваши отношения с другими партнерами на площадке?
- Анатолий Кузнецов всегда держал меня на расстоянии. А вот с Павлом Борисовичем Луспекаевым у нас были прекрасные, доверительные отношения. Мы с ним познакомились еще на съемках моей первой картины «Республика ШКИД». Павел Борисович играл там учителя физкультуры, а я одного из детдомовцев. Помните эпизод, когда шкидовцы заперлись в классе и заблокировали мебелью дверь? Павел Борисович должен был одним движением плеча прорвать баррикаду и ворваться в помещение. Нашей задачей было вовремя дернуть за веревку, чтобы мебель с легкостью рухнула. После чего Саша Товстоногов, который играл Дзе, с размаху бил Луспекаева табуретом по голове. Этот табурет изготовили из пенопласта и, чтобы смягчить удар, скрепили спичками. На всякий случай плотники сколотили два табурета. Видимо, второй оказался прочнее, потому что когда Сашка саданул Луспекаева по голове, тот чуть не потерял сознание. Каким-то невероятным усилием воли Павел Борисович произнес: «Не шали!» - и после этих слов благополучно рухнул в кресло, которое мы с Витькой Переваловым едва успели подставить. Придя в себя, Луспекаев повернулся к режиссеру и сказал: «Прости, но второй дубль - это явный перебор!» На съемках «Республики ШКИД» у меня появилось много друзей, с некоторыми я общаюсь по сей день - это Виктор Перевалов, Александр Кавалеров (знаменитый Мамочка), Владимир Колесников. К сожалению, уже нет с нами Сандро Товстоногова (сына великого Георгия Александровича), с которым я поддерживал дружеские отношения до последних дней.
- А Спартак Мишулин, знаменитый Саид, стал вашим другом?
- На съемках бедный Спартак Васильевич такого натерпелся! Ему приходилось часами сидеть в яме, не меняя позы. Вокруг нестерпимая жара, песок... А я попивал кофе рядом и спрашивал: «Желаете чего-нибудь выпить?» Садюга еще тот! Но Мишулин был очень терпеливым человеком. Пана Директора знала вся страна благодаря «Кабачку «13 стульев», а вот роль Саида была его дебютом в кино. Помню, ему нужно было срочно лететь в Москву на съемки одной из серий «Кабачка». Покупку билетов для Мишулина поручили директору картины Юрию Ивановичу, человеку весьма своеобразному. Спартак Васильевич каждый день подходил к нему и спрашивал: «Как дела с билетами?» На что Юрий Иванович неизменно отвечал: «Не беспокойтесь, завтра будут в лучшем виде». Эта тягомотина продолжалась десять дней.
Спартак долго копил злость и наконец однажды вечером, немного выпив, заходит ко мне: «Коля, хочешь посмотреть, как я набью морду нашему директору?» Мы двинулись по коридору, и тут навстречу - легок на помине - директор. «Юрий Иванович, - спрашивает Спартак, - ответ знаю заранее, но все равно скажите, когда будет билет?» - «Завтра точно!» - рапортует тот. Спартак взвыл, как раненый зверь: «Я - заслуженный артист республики, мастер спорта по самбо...» После чего буквально размазал несчастного по стенке. Нетрудно представить, с каким восхищением я, восемнадцатилетний пацан, наблюдал закадровый подвиг Саида. На следующий день Мишулин благополучно улетел в Москву... Еще помню, он очень переживал по поводу того, что его обрили наголо. И когда видел, что со мной кокетничают девчонки, хватался за голову и картинно произносил: «Где мои волосы? Где?!» На самом деле он был обаятельным человеком и очень нравился женщинам.
Добавлено (29.02.2008, 02:46)
---------------------------------------------
«Жизнь - штука очень хрупкая»
- В картине «Белое солнце пустыни» много трюков. Кто их исполнял?
- В основном известный каскадер Валентин Фабер. Помните офицера, который кричит Луспекаеву: «Встать, когда с тобой говорит подпоручик!», после чего спиной вылетает из окна? Само здание таможни было декорацией. Валентину, для того чтобы совершить этот трюк, требовался разбег. Внутри постройки положили две шестиметровые доски, по которым он разбегался, поворачивался спиной к окну и летел на песок. Трюк снимали утром, а накануне мы неплохо посидели в ресторане.
И Валя взмолился: «Коля, спасай!» Я быстро сбегал за водочкой и закуской. А ассистенты режиссера уже кричат: «Фабер! Готов?» - «Одну минуточку!» - говорит Валя и опрокидывает в себя полстакана. После чего громогласно заявляет: «Я готов. Камера пошла!» В таком же состоянии он прыгал вместо Сухова с горящей цистерны. Это очень опасный трюк. Представьте: Валя стоит на помосте, который соорудили рядом с цистерной, с другой стороны притаился пиротехник с факелом.
Когда у специалиста спросили о степени опасности трюка, он ответил: «Если Валя вовремя не спрыгнет с доски, потеряет семьдесят процентов кожи». Но для Вали риск - удовольствие, адреналин! Гонорар за трюки Валя всегда устанавливал сам. Представьте, за сложный прыжок он просил всего двадцать рублей. Но директор картины Юрий Иванович был весьма осторожен с выплатой гонораров. Вале пришлось исполнять подряд несколько дублей, и наш директор с ужасом подсчитывал: «Двадцать, сорок, шестьдесят...» А Фабер, как назло, вошел во вкус и спрашивает у оператора: «Хотите, сделаю сальто? Но это будет стоить дороже». Вдруг раздался хриплый голос Юрия Ивановича: «Валька, хоть вниз головой прыгай, я больше ни копейки не заплачу!» На что оператор Розовский резонно заметил: «Сколько надо, столько и заплатишь!»
- Спустя много лет вы снова снимаетесь в кино. Какие чувства испытали, когда снова оказались на съемочной площадке?
- Я вдруг понял, что жизнь - штука очень хрупкая, поэтому нужно ценить каждый миг, любую мелочь. Знаете, я сейчас коллекционирую запахи прошлого: детского сада, школы, дома. А пиротехнический дым на съемочной площадке вдыхаю как божественный аромат. Так и хочется крикнуть режиссерам: «Вы только позовите меня сниматься, я тотчас же к вам прилечу!» (смеется). Вернувшись на сцену, я сыграл бездомного пса по кличке Головастый в спектакле «Прощай, овраг!», потом была роль бомжа в «Ментах», жулика-завмага в «Агенте национальной безопасности». Сейчас я много снимаюсь в сериалах. Но помнят меня до сих пор как Петруху.
Подходят незнакомые люди, пожимают руку и говорят: «Спасибо вам за «Белое солнце пустыни».
Марина Бойченко специально для Бегемота