Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Портрет четы Арнольфини,1434г
Национальная Галерея, Лондон, Англия Джиованни Арнольфини был торговец шелком из Лукки в Тоскане. Он жил в
Брюгге и был другом Ян ван Эйка. Этот портрет, написанный по случаю
бракосочетания Джиованни Арнольфини и Джиованны Сенами , является
первым парным портретом в европейском искусстве. Рассказ
..В середине XV века маленькая Голландия славилась своим богатством и благосостоянием, хотя и не была промышленной страной.
Вот и портовый город Брюгге был полон огромными складами, на которых
хранились и сукно, и полотно, и шерстяные ткани. Большой и богатый
город, казалось, только и жил мыслями о выгоде и торговле, мало что
общего имеющими с искусством.
Но и здесь, в одном из чистеньких мещанских домиков, можно было увидеть
несколько расставленных мольбертов, за которыми работают три человека,
удивительно похожих друг на друга. Это два брата — Иоганн и Губерт ван
Эйки и сестра их Маргарита.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов.
Но восхищает и поражает не это, а удивительно свежий красочный колорит
картин и глубокие тона, каких до сих пор не видели даже ни у одного из
итальянских художников.
А тогда именно братья Эйки изобрели химическую смесь, которая нужна была для выработки масляных красок.
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир Правда,
сейчас исследователи установили, что еще во II—IV веках древнеримские
художники вводили в восковые краски льняные или ореховые масла. И тем
не менее многие поколения художников обязаны гениальным братьям, ибо
они усовершенствовали масляные краски и разработали новые их составы.
Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. И он,
этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. На многих его
полотнах стоит надпись: «Так, как я умел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное
явление во всей европейской живописи того времени. Художник впервые
изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой
связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания.
На полотне изображены купец Джованни Арнольфини из итальянского города
Лукки, который в Брюгге представлял фирму Портинари, и его молодая
жена. Оба одеты в нарядные праздничные костюмы, отвечающие сложной и
причудливой моде того времени. Позы их торжественно неподвижны, лица
полны самой глубокой серьезности.
Сначала это может даже оттолкнуть зрителя, но стоит ему повнимательней
приглядеться к внешним подробностям, и тогда его сильно поразят простая
правда, с какой художник изобразил эти две личности, и та серьезность,
с какой он отнесся к этим характерам.
В глубине уютной комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще
двух людей, присутствующих в комнате, но не видных зрителю.
Некоторые искусствоведы, основываясь на надписи, предполагают, что одна
из фигур — сам Ян ван Эйк, и рассматривают все изображенное на картине
как сцену бракосочетания (рука жены лежит в руке мужа), на котором
художник был свидетелем.
Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические
значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о
единстве брачующейся пары, щетка — знак чистоты, четки — символ
благочестия, выпуклое зеркало — глаз мира, апельсины — плоды райского
сада, а яблоко намекает на грехопадение.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в
королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего
туалета короля.
Во время наполеоновского нашествия один французский генерал увез ее в
Брюссель, где она в 1815 году была куплена генерал-майором Геем . Он
привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Описанное выше содержание картины — это только наиболее
распространенная версия, но для некоторых исследователей более
притягательна другая: это автопортрет художника.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина? Если это
бракосочетание, то где же тогда священник? Какой момент в жизни
супругов отобразил художник? Почему среди бела дня горит в люстре
одна-единственная свеча? И что означает надпись над зеркалом; «Johannes
de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. 1434».)?
Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский
предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка. В
одной из своих статей он писал: «Всмотритесь в лица участников событий,
обратите внимание на то, как торжественно стоит мужчина, держа за руку
нежно и доверчиво глядящую на него женщину. Посмотрите на ее чуть
зардевшееся милое лицо. А как тщательно они оба одеты, хотя дело как
будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет
вас подумать, что они собираются куда-то выйти. Наоборот! Они у себя
дома, и речь, несомненно, идет о какой-то торжественной церемонии,
обряде, в котором они оба и участники, и действующие лица».
Эрвин Панофский подчеркивал, что при таком толковании картины
становится понятной надпись: ван Эйк свидетельствует, что он
присутствовал при церемонии. Понятной становится и зажженная свеча,
ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и
зажженные фонари. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет
четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини»?
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем
специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены
вообще не существует».
Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он
погиб в Испании во время пожара. А историю того портрета, который
находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и
изображены на нем совсем другие люди. Как уверяет Брокуэлл, никаких
документов, подтверждающих, что изображенный человек — Джованни
Арнольфини, не существует, и загадочная картина — это портрет самого
художника и его жены Маргариты.
Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница
М. Андроникова: «Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца
человек на портрете, ведь у него чисто северный тип! А женщина? У нее
одно лицо с Маргарэт ван Эйк, чей сохранившийся до настоящего времени
портрет был написан Яном ван Эйком в 1439 году».
Ян ван Эйк Портрет Маргарет ван Эйк 1439г
Музей Гроениндж (Groeninge), Брюгге,Бельгия
Приверженцы такого взгляда утверждают, что не мог мужчина подавать
левую руку, если дело шло о бракосочетании или помолвке. А вот сам Ян
ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат, и героиня его
картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг
другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке.
Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не
было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления
семейства. И действительно, Маргарита ван Эйк 30 июня 1434 года родила
сына, это тоже подтверждено документально.
Так кто же все-таки герой картины? Или это, действительно, семейная
сцена, а вовсе не заказанный портрет? До сих пор вопрос остается
открытым.